Владимир Варшанин
ТОЧКИ, ЧЕРТОЧКИ СУДЬБЫ
Стихи, песенные тексты и проза малой формы
Это первая поэтическая книга Владимира Варшанина. В ней собраны почти все поэтические тексты, написанные автором за 37 лет. Темы этих сочинений самые разные — от любовной лирики до философских и высоко гражданских стихов.
Краткая творческая биография Владимира Варшанина
Варшанин Владимир Николаевич родился 25 ноября 1954 года в Москве. С 1962 по 1971 год обучался в Московской специализированной школе-интернате № 31 для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Уже в этот период жизни у него обнаружились огромная любовь и тяга к поэзии и музыке, поэтому не случайно в школьную пору он принимал активное участие в работе литературных кружков и факультативов, в деятельности детского школьного хора и театра, а также в детской художественной самодеятельности. В период получения среднего образования В. Н. Варшанин являлся редактором школьной стенной и радиогазеты. Он также
руководил вокально-инструментальным ансамблем. Так проходило школьное детство, из которого В. Н. Варшанин смог пронести в сегодняшний день искреннюю и неподдельную любовь к поэзии и музыке.
С 1979 года В. Н. Варшанин начал серьёзно заниматься бардовской песней, пробуя себя в этом жанре сначала как исполнитель песен Булата Окуджавы, Александра Суханова, Александра Дольского, Сергея Никитина, Вероники Долиной, Александра Дулова, Виктора Берковского, затем как композитор, сочиняя песни на стихи Анны Ахматовой, Иннокентия Анненского, Петра Вегина, Василия Фёдорова, Вячеслава Назарова. Наконец он начал сочинять песни, в которых ему уже
принадлежало полное авторство — как поэт и композитор.
В 1986 году В. Н. Варшанин переезжает на постоянное место жительства в Минск в связи с изменившимися семейными обстоятельствами. В 1988 году по совету одного из редакторов
музыкальных программ Белорусского республиканского радио В. Н. Варшанин вступает в творческое объединение «Аллея АП», возглавляемое М.Я.Володиным, и в клуб авторской песни «Ветразь» при Республиканском Дворце культуры Белсовпрофа. В 1990 году на третьем Минском областном фестивале авторской песни В. Н. Варшанин был удостоен звания лауреата за свои песни «Дражня» и «Поезд».
В период с 1989 по 1992 год В. Н. Варшанин совершил несколько поездок с сольными авторскими концертами в белорусские города Витебск, Могилёв, Гродно, Клецк, Бобруйск и другие.
Владимир Варшанин печатался в коллективных поэтических сборниках «Память о крыльях», «Лёгких кружев волшебные стаи», «Коснись моей руки». Он также неоднократно печатался в литературно-художественном журнале «Окно» в качестве поэта, прозаика, публициста и как собственный корреспондент.
В 1991 году Владимиру Варшанину была вручена грамота Союза писателей Белорусской ССР «За благотворительную деятельность, активное участие в пропаганде и распространении произведений писателей-инвалидов». Начиная с 1991 года Владимир Варшанин принимает активное и постоянное участие в организации, подготовке и проведении пяти республиканских фестивалей творчества инвалидов, а также в совместном российско-белорусском фестивале под девизом «Вместе мы сможем больше!»
Оставаясь по-прежнему верным жанру авторской песни, В. Н. Варшанин активно и настойчиво продолжал поиск бардов-инвалидов, проживающих в Белоруссии.
Говоря о творческой деятельности Владимира Варшанина, нельзя не упомянуть придуманный им фестиваль авторской песни «Осенний марафон», который проходил в 1994 и 1995 годах в Республиканском центре досуга инвалидов «Инвацентр» ежедневно в течение недели при полнейших аншлагах. Это и неудивительно, достаточно только вспомнить афишу «Осеннего марафона» — Татьяна Лиховидова из Витебска, Елена Печинина из Гродно, Елена Казанцева и Ольга Залесская, Анжела Худик и Ольга Патрий, а также другие барды-инвалиды.
Очень неплохим является творческий рейтинг Владимира Варшанина, достаточно лишь перечислить некоторые фестивали, в которых он принимал участие в самых различных качествах: в качестве конкурсанта, участника и члена жюри. Как конкурсант и участник, В. Н. Варшанин добился успеха в 1996 году — Международный фестиваль авторской песни «Весенний звездоплюй» (лауреат); в 1998 году — Республиканский фестиваль авторской песни «Весенние голоса» (победитель); в 1998 году — третий Международный фестиваль творчества инвалидов в г. Москве (лауреат); фестиваль творчества инвалидов России и Белоруссии (лауреат); Международная премия «Филантроп» в номинации «Исполнительские виды искусства», 2000 год (дипломант), — диплом вручался в Москве.
Владимиру Варшанину принадлежит идея проекта «Моим стихам настанет свой черёд». Суть этого проекта заключается в том, что композиторы-инвалиды Ольга Патрий, Владимир Варшанин и Сергей Понамарев (не инвалид) написали песни на стихи поэтов-инвалидов: Елены Бобовко, Вениамина Блаженного, Александра Морозова, Юрия Палевича, Елизаветы Полеес, Людмилы Шкутько, Леонарда Святского и других.
Премьера проекта состоялась в марте 2001 года в Республиканском центре досуга инвалидов «Инвацентр» (Минск, ул. Мясникова, д. 27).
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что все свои знания, опыт, силы и энергию Владимир Варшанин не щадя отдал Республиканскому центру досуга инвалидов «Инвацентр», в котором проработал с 1989 по 2002 год. Всю свою деятельность он направлял на решение комплекса вопросов и разработку программ творческой реабилитации инвалидов. На эту тему у него имеется печатная работа, которая была опубликована в бюллетене «Оперативная информация по проблемам культуры и искусства» № 6 (Минск, 1997) и с которой он выступал на Международной конференции по проблемам реабилитации инвалидов, проходившей в Немецком центре г. Минска в том же году.
В конце 1990-х годов Владимир Варшанин активно участвует в различных фестивалях и конкурсах авторской песни, а в 1998 году вместе с Анной Панкратовой и Виктором Куликовским — в фестивале «Петербургский аккорд». В 1999–2000 годах он записывает на Белорусском республиканском радио (Минск, ул. Красная, д. 4) около трёх десятков своих песен, где является автором музыки и полным автором, то есть автором музыки и текстов. Весной 1999 года в РЦДИ «Инвацентр» состоялась презентация сольного альбома Владимира Варшанина «Точки, чёрточки судьбы…». На этой презентации присутствовали: Елена Казанцева — известный бард, Анна Панкратова — автор и исполнитель песен, Валентина Воробьёва — поэт, Галина Дягилева заслуженная артистка Белоруссии, Надежда Владимировна Кудрейко — редактор белорусского
радио и многие хорошо известные люди Беларуси.
Альбом «Точки, чёрточки судьбы…» был записан группой работников белорусского радио, среди которых: Надежда Владимировна Кудрейко — редактор, Анатолий Бубликов — звукорежиссёр, Олег Петрович — звукорежиссёр. Художественное оформление обложки выполнил член Союза художников России Виктор Сергеевич Афанасьев.
Примерно в 2002 году выходит альбом под названием «Только точку ставить рано…». Позднее появляются альбомы, записанные по материалам архивных аудиозаписей: «Избранное» и «Из раннего творчества». Запись этих двух альбомов осуществили Дмитрий и Леонард Святские, Елена и Виктор Куликовские.
С марта 2004 года Владимир Варшанин работает литературным сотрудником в социальном учреждении «Инвацентр» общественного объединения «Белорусское общество инвалидов», возглавляя литературную студию «Пролог», основанную и созданную Григорием Васильевичем Галицким.
Владимир Варшанин принимал активное участие в проведении российско-белорусского фестиваля искусств инвалидов «ТЕМП–2005» (Творческое Единение Молодого Поколения) в качестве руководителя мастер-класса поэтов и бардов, в качестве автора-исполнителя песен на заключительном гала-концерте фестиваля, в качестве члена жюри литературного конкурса фестиваля.
В марте 2007 года Владимир Варшанин спел свой последний сольный авторский концерт и прекратил творческую деятельность как автор и исполнитель песен.
В настоящее время Владимир Варшанин продолжает возглавлять литературную студию «Пролог» при СУ «Инвацентр» ОО «БелОИ», стараясь применять в своей работе наиболее прогрессивные и современные методы.
Часть первая
МЕЛАНХОЛИЧЕСКИЙ РОМАНС
Несколько слов от автора
В этой, в общем-то, небольшой книге я попытался собрать все поэтические тексты, написанные за весь период творческой деятельности. Хочу особо подчеркнуть, что в первую часть книги я специально не включил тексты песенные, создаваемые для собственных либо чужих музыкальных произведений. Поэты профессиональные поймут меня, так как хорошо разбираются в тонкостях и различиях текстов песенных и чисто стихотворных.
Вообще, стихи я начал сочинять ещё в тринадцатилетнем возрасте. Моими кумирами тогда были Сергей Есенин и Римма Казакова. Первые поэтические опыты были не совсем удачными, но вполне искренними. Я писал о врачах, о великом советском народе, пытался писать о войне и даже философские стихи. Но всё это происходило в годы светлой, чистой и непорочной юности. Потом я стал взрослеть и часто влюбляться. Естественно, поменялись и темы стихов. Они стали лирическими и в основном посвящались женщинам и природе. А когда я стал совсем взрослым, появились и социальные темы.
Конечно, мой стихотворческий уровень ещё достаточно невысок, но я всегда стремился его поднимать. А способов для этого существует много. Я никогда не стремился написать много стихов. Писал только тогда, когда в мозгу начинала навязчиво вертеться какая-нибудь строчка или строфа. А ещё писал по поводу или по заказу, хотя последнее очень не любил делать. Печатался в различных коллективных поэтических сборниках, газетах и журналах.
Вот, пожалуй, и всё, что я хотел сказать во вступлении к первой части книги «Меланхолический романс».
Истринские пейзажи
Поля да поля без конца и без края,
Лишь леса полоска видна вдалеке
И солнца лучи, отражаясь, блистают
В холодной, прозрачной журчащей реке.
Блестит на траве дождевая роса,
А вот и тропинка, бегущая в лес.
Смотрю я наверх, и слепит мне глаза
Лазурь необъятных небес.
Кричит вороньё, надо мной пролетая,
На сердце становится легче, теплей
От встречи с тобою, природа родная,
Которой нигде я не видел милей.
Люблю всей душой я моё Подмосковье
С его широтой и размахом полей,
И кажется мне, что с моею любовью
Ничья не сравнится, не будет сильней.
1975
Обращение ко времени
Под тяжестью эпохи,
Под грохот скоростей
Я собираю крохи
Эмоций и страстей.
Всегда, везде со мною
Перо и нотный лист.
Лишил меня покоя
Зловещих ритмов свист…
Сквозь шелест трав осенних,
Сквозь алый свет зари
Хочу я крикнуть: «Время!
Остановись! Замри!
Дай насладиться звуком
Волшебной тишины.
Дай окунуть мне руки
В покой речной волны!»
* * *
Мысли носятся и кружатся слова,
Словно мошкара над выжженной опушкой...
Лязгнет гильотина, и катится голова
В пасть огромную прожорливой лягушки...
1978
* * *
Я не умею нитку злости
Вдевать в иголку доброты...
1978
Осенние размышления
Верхушки деревьев — церквей колокольни.
Осиновый лист на ладони мается.
Дождливый октябрь, как и я, беспокоен,
Лишь изредка в солнце спускается.
Лишь изредка звуки усталого джаза
С мелодией мыслей сливаются,
Лишь изредка нужная сказана фраза,
А скучная жизнь продолжается…
Размыты, разбиты пути и дороги
Дождём суеты и ненужных желаний.
Остались свои и чужие тревоги,
А светлые мысли в изгнании.
Я знаю, что скоро наступит зима
С её белизной и шальным снегопадом,
И белые шапки наденут дома,
А мне белой шапки не надо…
1978
Л.Р.
Калины куст
Вдруг паутинным взглядом
Ко мне свой взор усталый обратил.
Раздался хруст.
Меня осыпал горстью красных ягод,
Качнулся на ветру
И вдруг спросил:
«Ты не забыл,
Какой сегодня праздник?»
Роняет осень жёлтый лист и красный.
Сентябрь ворвался бешеным дождём.
Одиннадцатый день — весёлый и прекрасный…
Завидую тебе, рождённой сентябрём.
Завидую тебе, рождённой в гамме красок,
В пьянящем аромате фруктов и цветов,
Завидую тебе, рождённой в царстве сказок,
Подруге принцев и шутов.
Будь счастлива, осенняя богиня!
Гони печаль и скуку прочь…
И только осенью отныне
Я буду бредить день и ночь.
1985
Запутан, сложен жизни узел
Л.Р.
Запутан, сложен жизни узел,
Здесь — всё: и радости, и беды…
Я, к сожаленью, часто трусил,
Но лишь однажды тебя предал.
Уходит год, я подвожу итоги:
Кого не понял и кого простил,
Какие ждут меня дороги
И хватит ли мне сил…
Какое множество вопросов…
О, сколько предстоит мне дел…
Декабрь распустил седые косы
И город побелел.
Недавно осенью я бредил,
Теперь зимою заболел.
И на промчавшиеся беды
Я иронично посмотрел.
1985
Непрочный собор любви…
Непрочный собор любви
Хоть о тебе все мои мысли,
Мы друг от друга далеки,
И не спасают нас ни письма,
Ни телефонные звонки.
Не состоялась наша встреча,
Не получился разговор…
И вот в холодный зимний вечер
Хрустальный рушится собор.
Колокола свой звон прощальный
Поют, и вместе с ними — хор…
Разбился наш собор хрустальный,
Уж слишком хрупким был собор…
1985
Накинув плащ...
Накинув плащ небесно-звёздный,
Ждёт город ночи новогодней.
В пустой квартире и холодной
Не слишком весело сегодня.
Светлы, чисты дома друзей,
Живут там внуки и старухи,
А у меня не дом — музей
Опустошенья и разрухи.
Живу без хлеба и тепла
Я — ревностный его хранитель,
И всё ж люблю свою обитель,
Хотя кругом — одна зола…
1985
Сон
Ко мне в попутчики набился
Весёлый хулиган Мороз.
Я быстро с домом распростился…
Куда же чёрт меня понёс?
Я брёл по улицам пустынным,
Всё время что-то вспоминал.
Попутчик мой неутомимо
Меня за щёки зло щипал.
Куда я брёл? Не знаю, право.
Уж вскоре кончились дома…
И вот ледовой переправой
Вокруг раскинулась Зима.
По этой белой переправе
Я доберусь до той Весны,
Где в пенье птиц, в тени дубравы,
Наверно, сладко спите Вы.
Кто снится Вам, моя царица,
Вельможный пан иль храбрый царь?
Тот и другой — все Вас достойны,
Ваш дивный лик и стан Ваш стройный
Любую трепетную душу
Едва ль оставят равнодушной.
Сейчас рукой своею нервной
Я трону нежное плечо.
Проснётесь тотчас Вы, наверно,
Дыханье Ваше горячо…
Томлюсь, сомненье мною правит,
Сейчас прогонит и избавит
От муки сладостной навек,
Надежды капли не оставит.
Какой я странный человек.
И вот шепчу я еле внятно:
«Зима, неси меня обратно
Туда, откуда я пришёл».
Я слишком далеко зашёл…
1985
Зое Петровой
Ты начинаешься на «З».
На «З» звенят, вернувшись, птицы,
И зеленеет лес — на «З»,
И хлебный колос «З»олотится…
1985
Признание
Зима холодная, ты — мать моей любви,
Опутавшей меня незримой паутиной!
Январь седой — отец моей любимой!
Запели ветры удивительнее гимны
О той, которую отныне
Я каждый день боготворю.
Зима! Я Вас благодарю!
О ней все мысли утром и в ночи…
Молчи, любовь моя, молчи!
Кричи, любовь моя, кричи!
1986
Зое Петровой
Сомнений растворяются следы…
В аду удушливого зноя
Я родниковой слышу звук воды,
И приливает кровь к виску…
По капельке, по струйке, по глотку —
Твоё таинственное имя: Зоя.
1986
И снова дальняя дорога…
Зое Петровой
И снова дальняя дорога —
Иначе мне никак нельзя…
Поверь, мне нужно так немного —
Лишь заглянуть в твои глаза.
Пускай огонь их голубой
Цветком небесным расцветёт,
И озарит мой дом пустой,
И радость встречи принесёт.
Их синевой хочу напиться
И окунуться в их волну.
В который раз хочу влюбиться
В тебя и лишь в тебя одну.
1986
Властелин мира
Как прекрасно этим миром
Управлять в своей квартире.
Расстелю я карту на пол,
И у ног моих — весь Запад.
Вот своим орлиным глазом
Созерцаю сразу я
Горы древние Кавказа
И пустыню Азии.
Захочу — своею попой
Сяду прямо на Европу,
Если очень захочу,
Всю планету растопчу.
Самый сильный, самый смелый,
Полководец я умелый.
Я — могучий властелин,
Я над всеми господин.
В честь мою играют скрипки,
Золотой я вижу бюст,
Где с моих прекрасных уст
Снизошла на вас улыбка.
Обо мне галдят в эфире —
В Вашингтоне и в Сибири…
Как прекрасно этим миром
Управлять в своей квартире!
1987
Перемены
В нашей жизни перемены
Происходят каждый день —
Звуки флейты, вой сирены,
То жара, то дождь, то тень.
Даже каждую минуту
Переменам длится счёт,
И по лёгкому маршруту
Вряд ли кто из нас пройдёт.
Наша жизнь — большая сцена,
Где тернист и долог путь…
Боже! Дай мне перемену,
Чтоб немного отдохнуть!
1987
Скупые мужские прощанья…
Посвящение поэту
Геннадию Бондаренко
Скупые мужские прощанья,
Вагонов дородный уют,
Вокзал — это место изгнанья,
Вокзал, этот вечный приют.
Натруженно скрипнет подножка,
Качнётся усталый перрон,
И вдаль растворится вагон,
И станет нам грустно немножко.
Но память, мой верный хранитель,
Опять воскресит эти дни.
Я снова увижу обитель,
Где творчества светят огни,
Где долго мы спорили, до хрипоты.
Одну за другой я курил сигареты…
И вот уже выросли песен мосты!
Спасибо судьбе, музыканту, поэту.
И новые будут свиданья,
И новые песни нас ждут…
Вокзал — это место изгнанья,
Вокзал — это вечный приют…
1987
Нескучный сад
Вчера скучал Нескучный сад…
Его чудесный аромат
Исчез куда-то после вьюги.
Здесь липы, старые подруги,
В прямой и длинный вставши ряд,
Теперь таинственно молчат
И, снежной тяжести полны,
Они о лете видят сны…
Сквозь кружева твоей ограды
В тебя прохожий заглянёт,
Недолго постоит, уйдёт…
Сад, не скучай, прошу, не надо!
Ты неизменно подчинился
Зимы холодному приказу,
А я, увы, навек простился
С тобой, не встретившись ни разу…
1987
Слушая тишину
Вчера я слушал тишину,
Она была прозрачна, зыбка,
Лишь изредка уныло скрипка
Свой пела горестный мотив.
И, руки на груди скрестив,
Я долго-долго вспоминал:
Кого, когда и где встречал,
Кого любил, кого обидел,
Кого всем сердцем ненавидел…
И вдруг перед собой увидел
Горбатого седого старика.
Его тяжёлая рука,
Как камень, на моё плечо
Легла. Мне стало горячо.
И, приоткрыв беззубый рот,
Промолвил тихо он: «Ну, вот…
Скажи в последний раз “Прощай”
Своей красавице жене,
Знакомым, близким, ну а мне
Отныне жизнь свою отдай».
Из горла рвётся страшный крик:
«Презренный, прочь ступай, старик!»
Но крик тот вырваться не может…
О Боже! Кто же мне поможет?..
И умираю в муках я…
И просыпаюсь в страхе я…
Вчера я слышал тишину…
Да ну её, да ну…
1987
Вам
Вам давно не интересны
Звёзд тепло и свет луны.
Так зачем пишу я песни
И кому стихи нужны?
Вам давно про всё известно,
Все вы сыты и умны.
Так зачем пишу я песни
И кому стихи нужны?
Постарев, гитара треснет,
Ввысь сорвётся звон струны…
Так зачем пишу я песни
И кому стихи нужны?
1987
Читать дальше: 01 02 03 04 05 |