1.
В древнем обществе, как и в джунглях, существовали свои законы и правила. Главный негласный закон древнего общества звучал примерно так: «Сильный всегда прав!» Главное правило звучало похоже: «Страшись сильного и унижай слабого!» Остальные правила вытекали из главного, например, как это: «Сбил с ног слабого – добей!».
В древнем обществе сильные люди объединялись против слабых, богатые против бедных, хитрые против глупых, здоровые против больных.
Считалось нормой добить поверженного (как на арене раненого гладиатора), довести слабого до безумия, а бедного – до преступления, при этом никто не хотел нести ответственности за происшедшее: сошел человек с ума – его проблема, пошел на преступление – его вина.
Между тем было бы нравственнее считать по-другому: довел человека до сумасшествия – неси нравственную ответственность за это, подтолкнул человека к преступлению – считай виновным и себя.
Но такие формулы были не удобны.
Пороки древнего общества особенно проявились во времена Нерона, в годы царствования которого был просто апофеоз насилия, жестокости и разврата. Между тем каким-то образом вместе с этим процветало и культивировалось искусство.
Древнее общество было больным. Законы и правила его были жестоки. Но во все времена находились люди, обладающие светлой душой, которые имели право не соглашаться с порочными правилами и законами, принятыми у людей, которые «убегали» от общества, предпочитая жить в уединении и наблюдать жизнь со стороны.
Такие люди существуют как укор обществу, как ответ людям, одержимым пороками и страстями.
Общество не любит таких людей и часто называет их безумцами и больными. Но кроме настоящих больных и безумцев, ушедших от общества, среди подобных «отшельников» встречается много здравомыслящих трезвых людей. Их название – философы.
Конечно, философы бывают разными, но я говорю о тех философах, которые не боятся критиковать общество, а порой и противостоять ему.
Но вернемся к древнему обществу.
В древнем обществе (как и в любом, наверное) царил культ власти, силы и наживы. Наивно требовать от каждого человека, живущего в подобной среде, милосердия и человечности. Наивно требовать от всех людей, живущих в постоянной конкуренции между собой, такие качества как смирение, благородство и честность. Лишь отдельные представители человечества способны иметь эти качества, но далеко не все. Для большинства людей такие качества как, например, милосердие и человечность в некоторых ситуациях кажутся неубедительными. Доброта и любовь, хотя и признаются многими людьми, все же иногда выставляются ими как признаки слабости и малодушия.
Человек, живя в подобной среде, должен или жить по правилам этой среды или противостоять ей. Но для того, чтобы противостоять пороку, нужно что-то противопоставить ему. А что можно противопоставить пороку? Конечно, добродетель и мудрость.
Во времена Нерона жили люди, которые в противовес царящему разврату проповедовали умеренность и бесстрастие. Это были христиане. И это были стоики. Основателем христианства был Иисус Христос, а ведущим представителем стоицизма являлся философ Сенека. Сенека был не только современником Христа, но и некоторым его соперником, ибо христианство и стоицизм во многом схожи. И Христос, и Сенека говорили об одном и том же: о пороках, которым следует противостоять, и о добродетелях, к которым необходимо стремиться.
Однако как стремиться к добродетели, когда кругом царит порок? Как полюбить честность, когда честный человек порой несчастен, а бесчестному сопутствует удача и успех? Как полюбить добро, когда победу празднует зло? Почему болеют дети? Почему добрые люди иногда умирают рано, а злые живут долго? Где справедливость? Как принять несправедливость? Кого обвинять в том, что мир несправедлив? Как реагировать на обиды? И как относится к страданию?
На эти вопросы пытались дать ответ философы всех времен и народов, не только христиане и стоики.
Я попытаюсь ответить лишь на два вопроса: как правильно реагировать на обиды, а также на вопрос, как относятся к страданию христиане и стоики, в чем разница их отношения к страданию.
2.
Первое. Как реагировать на обиды?
Глупо и наивно требовать от человека, живущего по законам джунглей («кто сильнее тот и прав», «убей или тебя убьют» и так далее) милосердия и человечности. Жить человеку сложно и порой скучно, поэтому такие забавы, как: унизить другого человека, оскорбить его, добить – являются весьма распространенными. Мир не переделаешь, поэтому нужно спокойно реагировать на тот сор, который в нем встречается.
Вера в судьбу или божий промысел предусматривает то, что любой, даже самый могущественный человек, является пешкой в руках Судьбы (Бога). Естественно, что обижаться на пешку это мелко. Если обижаться, то на того, кто ею управляет. Иными словами, если хочется обижаться, то лучше обижаться не на того, кто наносит обиду, а на того, кто это попускает.
А может, лучше вообще не обижаться? Тоже вариант.
Второе. Страдание.
Что касается страдания, то, конечно, жизнь человека состоит не только из страданий, но и полна светлых моментов. Однако страдание все-таки присутствует в жизни человека и для него разумно выработать правильное отношение к страданию.
Если есть Бог и Бог любит человека, как в таком случае объяснить, зачем Бог посылает человеку страдания?
Дело в том, что христианин должен понимать одну страшную вещь: если Бог не пожалел Сына своего, Христа, отдав Его на позорную смерть, то он, простой смертный человек, ВПРАВЕ ли требовать, чтобы Бог избавил его от страданий и унижений?
Христианин должен понимать: если ближний оскорбил, унизил или предал его, винить ближнего не следует, ибо попустил это Бог. А Бог это абсолют, и христианин не вправе обвинять Бога.
Итак, страдание попускает Бог, и попускает его из любви к человеку. Понять и принять это сложно. Однако перетерпеть страдание можно, соизмерив его с Вечностью. Также следует понимать: страдания необходимы, как и физические упражнения. Только если телесные упражнения закаляют тело, то страдания закаляют душу. Как говорится, то, что не убивает, делает нас сильнее.
До христианства считалось: если Бог любит человека, то Он дает ему все блага жизни: богатство, славу, здоровье. Если Бог дает блага, то, значит, человек их заслужил. Однако не все было так просто. Бывали случаи, когда недостойный человек имел блага, а достойный бедствовал. Поэтому христиане внесли коррекцию в это правило, сказав знаменитую фразу: «Кого Бог любит, того и наказывает». Эта фраза была как ответ несправедливости, царящей в мире, но ее не всегда, на мой взгляд, следует понимать буквально. По крайней мере, действует она не всегда. Иногда бывает и по-другому: «Кого Бог любит, того и награждает». Как бы то ни было, во времена христианства появилась мысль, что страдание человека является признаком любви Бога к человеку.
3.
Стоики говорят так: «Неизбежное прими достойно!»
Христиане учат встречать страдание со смирением и благодарностью.
Однако христианство слишком много требует от человека: не каждый человек способен встречать страдание с благодарностью и смирением.
Человек, который и устами и сердцем благодарит Бога за страдание – христианин.
Человек, который благодарит устами, но ропщет – христианин со слабой верой.
Интересный факт: не всякий христианин способен достойно встретить страдание, тогда как некоторые атеисты в состоянии стойко перенести испытания.
Итак, кто такой христианин? Христианин – это человек, который стойко (или не стойко) переносит страдания и благодарит за них Бога.
Кто же такой стоик? Стоик – это человек, который достойно (иногда более достойно, чем христианин) переносит страдание, однако в отличие от христианина стоик не обязан любить страдание и тем более благодарить того, кто его послал.
Иными словами, христианин целует руку, бьющую его, а стоик считает это занятие недостойным. То, что христианин любит страдание, не говорит ли о мазохистских наклонностях христианина?
Испытывая страдание, христианин считает его наказанием за грехи и, как правило, шепчет: «Господи, помилуй, меня».
Испытывая страдание, стоик или молчит, или твердо говорит себе: «Неизбежное прими достойно!»
Христианин считает себя кругом виноватым, а стоик считает, что самое главное для него – уважение к себе.
Каждый человек сам выбирает, кем ему быть: стоиком или христианином.
Октябрь 2013 |